• /
  • /

Анализ отрасли при создании конкурентной стратегии – «5 сил Портера»

Конкурентная стратегия базируется на сравнении компании с ее окружением. Важно оценивать не только конкурентов в отдельности, но и отрасль или отрасли, в которых конкурирует компания
Состояние конкуренции в отрасли зависит от влияния пяти основных конкурентных сил: потенциальные конкуренты, отраслевые конкуренты, власть покупателей, власть поставщиков, угроза товаров заменителей (субститутов).
Когда необходим метод анализа «5 конкурентных сил» Портера
Метод анализа отрасли Майкла Портера «5 конкурентных сил» необходим компаниям в принятии таких решений как: целесообразность вывода нового продукта на рынок; оценка возможных внешних угроз и слабых мест при формировании стратегии будущего развития компании; оценка рисков при запуске стартапа.

5 конкурентных сил Майкла Портера
Описание «5 конкурентных сил» модели Майкла Портера.
Пять конкурентных сил»: потенциальные конкуренты, отраслевые конкуренты, власть покупателей, власть поставщиков, угроза товаров заменителей (субститутов).
Описанные выше 5 сил оказывают на компанию влияние, но по большому, счету эти силы являются внешними, так как большенство компаний не могут на них повлиять. Изучение степени влияния конкретных сил, с учетом сильных и слабых сторон компании, поможет создать конкурентную стратегию развития компании.
Задача конкурентной стратегии найти такую пози­цию в отрасли, которая позволит наилучшим образом защититься от конкурентных сил или минимизировать их негативное воздействие.
Пример экспресс-анализа по Портеру
Экспресс-анализ позволяет получить только базовое, представление о ситуации, оно очень поверхностное, но в некоторых случаях этого вполне достаточно.

Самостоятельно провести экспресс-анализ пяти конкурентных сил по Портеру, можно заполнив небольшую таблицу (пример ниже). Она содержит перечень конкурентных сил, напротив которых необходимо поставить оценку по шкале от 1 до 10 баллов по критериям: наличие проблемы, негативное влияние, возможности устранения проблемы. Итоговый рейтинг определяется по формуле = Наличие проблемы + Негативное воздействие — Возможности устранения проблемы.
Пример таблицы экспресс-анализа по Майклу Портеру
В примере таблицы экспресс-анализ по Портеру в столбце «итоговый рейтинг» просмотривается общая картина. Самые высокие цифры рейтинга — это конкретные силы, котоыре наиболее сильно влияющие на компанию. Соответственно, в первую очередь необходимо при создании конкурентной стратегии, принимать во внимание эти показатели и стараться занять такую позицию, которая минимизирует их влияние.
Экспресс-анализ очень спорный, его может проводится только эксперт изучаемой отрасли, так как по большому счету цифры берутся из головы и являются достаточно субъективными. Поэтому мы рекомендуем воспользоваться проводить полный анализ по пяти силам Портера, он не займет много времени (таблицы для заполнения можно скачать в конце статьи). Майкл Портер создал ряд наводящих вопросов для каждого параметра, которые позволяют достаточно достоверно оценить их силу.
Пример полного анализа по Портеру
Для оценки влияния конкурентных сил необходимо заполнить таблицы с параметрами для каждой конкурентной силы. Примеры таблиц ниже (всего пять таблиц + сводная таблица). Оценка влияния определяется выбором одного из трех утверждений в таблице. Каждое утверждение соответствует цифре от 1 до 3. Проставленные баллы суммируются в конце каждой таблицы, где предоставляется расшифровка значений.

Таблица для оценки угрозы товаров-заменителей.
Таблица для оценки отраслевых конкурентов (соперничество между существующими компаниями)
Таблица для оценки потенциальных конкурентов (угроза появления новых конкурентов)
Таблица для оценки рыночной власти покупателей.
Таблица для оценки рыночной власти поставщиков.
Объедините все результаты анализа в одну таблицу.
Объединив результаты по каждой конкурентной силе сформируется общая картина. Отметьте основные угрозы и разработайте конкурентоспособную стратегию.
Таблица объединяющая
оценки всех конкурентных сил по Портеру
Подробное изучение ситуации позволит избежать возможных рисков и выбрать максимально эффективную стратегию развития компании в будущем. Данная методика не отнимает много времени, достаточно нескольких часов, потому что анализу подвергаются именно процессы происходящие внутри вашего бизнеса. Глубоко исследовать конкурентов нет необходимости.

Вас может заинтересовать
• Дизайн упаковки
• Разработка СТМ
• Фотосессия продукта
• Позиционирование
• Визуальный образ
• Сопровождение бренда
• Логотип
• Фирменные носители
• Айдентика
Создание бренда, ребрендинг
Брендбук (brandbook)
• Логобук
• Гайдлайн
• Брендбук
Нейминг
• Разработка названия
• Регистрация
• Корпоративный брендинг
• Потребительский брендинг
• Ритейл брендинг
А также
Портфолио