Ребрендинг простыми словами, примеры, цели и задачи ребрендинга
Ребрендинг простыми словами, примеры, цели ребрендинга
Простыми словами ребрендинг — это улучшение бренда, его реформация. Можно сменить логотип, изменить формат упаковки или полностью «перепрошить» свою компанию с нуля. Ребрендинг будет полезным во многих случаях: завоевание новых рынков, борьба с новыми сильными конкурентами, и, даже, при слиянии компаний. Но он будет полностью противопоказан при попытках скрыть кризис или самолюбовании новоиспеченного CEO. Это сложный многоэтапный процесс, способный вернуть и приумножить ваши позиции, а при неверном использовании окончательно разрушить ваш бизнес.
В непрофессиональной речи ребрендингом называют любое изменение — от небольшого обновления дизайна логотипа до полного переосмысления концепции и всех составляющих бренда. И, действительно, эти трансформации определенным образом связаны с ребрендингом, но не отражают всю его суть. Репозиционирование, рестайлинг и редизайн имеют связь с ребрендингом, но не стоит их путать.
Репозиционирование – изменение главных и основных характеристик бренда.
Рестайлинг, редизайн – изменение логотипа, фирменного стиля и других визуальных атрибутов по образу нового или существующего позиционирования.
Ребрендинг – это создание нового впечатления у целевой аудитории о компании, с помощью изменения главных и основных характеристик бренда (репозиционирования), а так же изменения логотипа и фирменного стиля компании (рестайлинг, редизайн).
Цели ребрендинга, когда стоит запускать?
Есть несколько причин, которые и определяют задачи и цели ребрендинга. Вот главные из них: — Изначально неверное позиционирование бренда; — Изменение философии компании; — Появление мощных конкурентов; — Смена или расширение целевой аудитории; — Завоевание новых рынков; — Слияние компаний; — Повышение репутации.
Изначально неверное позиционирование бренда Чаще всего для стартапа при запуске выбирают ошибочное позиционирование: сомнительный имидж, некачественная маркетинговая стратегия. Как результат неверная целевая аудитория и захоронение всего проекта. Ребрендинг может дать возможность бренду выжить и начать развиваться.
Изменение философии компании Ценности бренда, концепция, миссия, являются причиной изменения бренда. Изменив внутренние установки компании, внешняя трансформация становится логичной и необходимой.
Появление мощных конкурентов Со временем любой бренд начинает терять свои позиции при появлении новых конкурентов. Для развития необходимо меняться как снаружи, так и изнутри.
Смена или расширение целевой аудитории Ваши потребители «сегодня» не такие «как вчера». И для того, чтобы соответствовать их требованиям и интересам ваш бренд тоже должен меняться. При планировании перехода в другую ценовую категорию обязательно нужно отображать это в бренде, иначе в глазах потребителя эти изменения будут неоправданными.
Завоевание новых рынков При выходе на международный рынок визуальная часть вашего бренда должна быть понятна другим странам. И, конечно, необходима доработка или полное изменение фирменного стиля. Одновременно с этим проведите ревизию в идеологической составляющей бренда (миссия, ценности, философия).
Слияние компаний При объединении нескольких компаний в одну меняется бренд. В зависимости от особенностей бизнеса создается новый бренд либо корректируется один из действующих.
Повышение репутации Если компания была замешана в громких скандалах, ребрендинг позволяет снизить негативные ассоциации и привлечь внимание новых потребителей.
В общем, целью ребрендинга является существенное улучшение позиций бренда и его продукции.
Когда не стоит запускать ребрендинг?
Весомые причины не запускать ребрендинг: — От скуки; — Как попытка скрыть кризис; — Чтобы показать себя; — Для привлечения внимания.
От скуки Если вам надоел старый логотип или слоган – это не повод всё менять. В этом случае вашим основным ориентиром будут ваши клиенты, а для них визуальная часть бренда может быть вполне актуальной.
Как попытка скрыть кризис Негативные отзывы, сбои в поставках, некачественный послепродажный сервис - ребрендинг не скроет это. Большинство клиентов и сотрудников легко поймут, что смена бренда – это лишь прикрытие. Ищите корень проблемы и решайте ее.
Чтобы показать себя Ребрендинг часто пытаются использовать новоиспеченные менеджеры высшего звена как способ быстро зарекомендовать себя. При этом существенных внутренних изменений не происходит.
Для привлечения внимания Ребрендинг может быть неверным шагом даже когда продажи и узнаваемость бренда оставляют желать лучшего. Да, вы создадите активность вокруг бренда, но на короткий срок. Лучше проанализируйте маркетинговую стратегию, там явно есть что менять.
Какой ребрендинг проводить: полный или частичный?
Ребрендинг в компании может быть двух видов: частичный или полный. Чтобы определить какой именно подойдет вам, нужно отталкиваться от задач и конечной цели.
Частичный ребрендинг — подразумевает выборочные изменения любых составляющих имиджа компании. Это может быть устаревший, не актуальный логотип или неудобная упаковка продукта. Подобные частичные изменения проводят компании с долгой историей и устоявшейся позицией на рынке. Частичный ребрендинг помогает внести необходимые корректировки в бренд, освежить образ, но при этом сохранить узнаваемость и лояльность к бренду.
Полный ребрендинг — предполагает глобальное изменение бренда. Обычно такое происходит при поглощении компании, перепрофилировании и других фундаментальных изменениях. Полный ребрендинг несет в себе трансформации настолько глубокие, что по итогу компания даже не будет ассоциироваться со своей предыдущей версией. По сути, это создание бренда с нуля. Но в отличие от классического брендинга разработка осложняется тем, что компания уже имеет свою историю и определенную репутацию.
Этапы ребрендинга
Ребрендинг компании это трудоемкий процесс, который можно разделить на этапы.
Этап 1. Анализ бренда. Требуется проанализировать состояние бренда, его слабые и сильные стороны, отношение потребителей к бренду. Это, пожалуй, самый важный этап ребрендинга, на котором можно выявить, как глубоко необходимо провести ребрендинг.
Этап 2. Стратегия. На основе анализа бренда выделяют те элементы, которые нуждаются в корректировке. Определяется новая стратегия и позиционирование бренда – «репозиционирование».
Этап 3. Внесение изменений в бренд. На данном этапе реализуется визуальная составляющая бренда – «рестайлинг» или «редизайн» в зависимости от глубины ребрендинга.
Этап 4. Взаимодействие нового бренда с аудиторией. Это завершающий этап ребрендинга. Происходит интеграция всех обновлений в систему бизнеса. И целевую аудиторию знакомят с обновленным брендом.
Примеры ребрендинга российских брендов
Ребрендинг подходит для различных ситуаций. Но одной смены названия, логотипа и слогана мало. Внутри компании должны произойти изменения: улучшение обслуживания клиентов, повышение качества самого продукта. Несколько примеров успешного и провального ребрендинга помогут дополнить картину всех нюансов перезапуска бренда.
Авиакомпания «Сибирь»
Российская авиакомпания, ранее известная, как «Сибирь» была на грани банкротства. Компании нужно было избавиться от негативного имиджа, который создала пресса. Руководство авиакомпании пошло на рискованный шаг и произвело полный ребрендинг, который затрагивал абсолютно всё, включая название. В результате S7 стала одной из самых узнаваемых авиакомпаний в России. А в 2019 году компания решилась на «ситуативный ребрендинг» — вернула свое прежнее название. Так компания отреагировала на пожары в Сибири 2019 года.
Pepsi
Одним из провальных был масштабный ребрендинг компании «Pepsi» в 2009 году. Дело в том, что большинство покупателей просто не заметили перемен (белая полоса посередине стала в форме смайлика). А дизайнеры стали сравнивать обновленный логотип компании с толстым человечком, добавляя логотипу ручки и ножки.
Почта России
Ребрендинг Почты России также считается одним из самых провальных. После смены фирменного стиля, качество сервиса осталось на прежнем низком уровне.
Примеры ребрендинга агентства
Мирсант
Проводя ребрендинг компании «Мирсант» в фирменном стиле и логотипе сантехники от производителя, мы сделали акцент на российское производство, что выделяет компанию среди других представленных брендов иностранного производства.
Здоровый Мир
В основе знака логотипа аптек лежит образ черепахи - символ мудрости, здоровья и долголетия, что очень подходит для такой отрасли, как аптека. Животное в аптечных логотипах является редким явлением, среди брендов прочих конкурентов знак «черепаха» выделяется, привлекает внимание и запоминается.
Ребрендинг или редизайн логотипа – в чем разница?
Что делают компании, когда их логотип и фирменный стиль устарел, кажется не модным, не актуальным, не выделяется среди конкурентов? Каким будет ваш ответ: редизайн или ребрендинг?
На самом деле, оба ответа так или иначе подходят, но разница в них есть. Они несут в себе несколько разные функции и преследуют разные цели, пусть и на первый взгляд схожи по смыслу и звучанию.
Мир видел множество удачных и неудачных вариантов редизайна и ребрендинга. В этой статье мы хотим показать два достаточно ярких примера.
Итак, редизайн (или рестайлинг) — это изменение внешнего облика бренда и его составляющих: логотипа, фирменного стиля и всего того, что относится к визуальному образу. Редизайн, несомненно, будет полезен, когда компании необходимо освежить свой образ, стать более современной, соответствовать актуальным тенденциям, выделяться на фоне конкурентов и привлекать к себе внимание, особенно если с момента создания существующего на данный момент логотипа прошло уже много лет, а также чтобы соответствовать современным тенденциям. Это могут быть как незначительные изменения, не слишком заметные глазу потребителя — уменьшение шрифта в написании статусной строки, так и более масштабные, как, например, настоящая эволюция логотипа, как это было у McDonald's.
Редизайн логотипа «McDonald's»
Все мы знаем полюбившийся всем логотип в виде желтой буквы «М». Как только он ни менялся: был и в кружке, и состоял из громоздкой надписи, и даже содержал в себе персонажа. Вариаций логотипа было действительно много (около 15), и последняя его версия держится до сих пор аж с 2006 года, уже больше 13 лет. Как бы ни менялся дизайн, концепция бренда оставалась прежней — это и есть ничто иное, как редизайн.
Чем же отличается ребрендинг от редизайна?
Ребрендинг — это изменение концепции бренда. Это комплексная процедура, которая может включать в себя смену позиционирования, переоценку ценностей компании, выход на новый сегмент рынка и т. д. Это более радикальная мера, направленная на модернизацию как внешнего облика бренда, так и представления о нем в головах потребителей. Ребрендинг проводится, когда компания хочет заявить о себе в новом ключе и измениться не только «внешне», но и «внутренне», в каком-то смысле перевернуть собственную внутреннюю политику и мировоззрение.
Ребрендинг Ростелеком
Ростелеком является уже примером ребрендинга. В 2018 году компания вышла на новый рынок, превратившись из оператора услуг связи в IT-компанию, предоставляющую цифровые сервисы для бизнеса и государства. Изменилась концепция бренда, упор был сделан на более молодую целевую аудиторию, в связи с чем потребовалась разработка нового фирменного стиля и логотипа — более современного и привлекательного для молодежи.
Редизайн может быть частью ребрендинга, а ребрендинг частью редизайна — нет.