• /
  • /

Что является интеллектуальной собственностью и как ее защитить?

Интеллектуальная собственность — понятие по большей части юридическое. Чтобы разобраться в том, что это такое и зачем это нужно, придется обратиться к законодательству.

Согласно статье 1225 ГК РФ, интеллектуальной собственностью являются «Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товары, работы, услуги и предприятия, которым предоставляется правовая охрана».
Что такое интеллектуальная собственность?
Интеллектуальная собственность — это какой-либо итог работы, который используется в коммерческих целях и охраняется законом. Объекты, которые не попадают под категории, описанные в Гражданском кодексе РФ, не находятся под правовой охраной, а соответственно интеллектуальной собственностью является не могут.

Что может являться интеллектуальной собственностью?
Согласно статьи 1225 ГК РФ, под правовую охрану попадают 16 категорий:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

Способы защиты интеллектуальной собственности
Юридически интеллектуальную собственность можно защитить с помощью:
• патента;
• авторского права;
• товарного знака;
• коммерческой тайны.


Каждая из этих разновидностей прав защищает определенные виды объектов:
• Патентное право защищает изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения. Например, если какой-то ученый изобретает новый прибор для улучшения качества жизни человека, его изобретение будет охраняться патентом. Действует от 5 до 25 лет.

• Авторское право защищает произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир. Книга, фильм или картина будут защищаться авторским правом всю жизнь автора и 70 лет после его смерти.

• Товарные знаки защищают фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. Например, зарегистрированный в качестве товарного знака логотип будет защищен исключительным правом на товарный знак в течение 10 лет с возможностью продления. (более подробно читайте в статье «Зачем регистрировать товарный знак?»)

• Коммерческая тайна защищает секреты производства (ноу-хау). Определяется индивидуально, в зависимости от условий конкретного случая. Один из самых ярких примеров — рецепт Coca-Cola. Несмотря на многочисленные попытки украсть или разгадать рецепт, он до сих пор является коммерческой тайной, которая известна лишь нескольким лицам.

Это позволяет авторам получать прямую выгоду — признание и вознаграждение, и в то же время защищает от недобросовестного копирования их труда. Возможность его использования приобретается в результатепрохождения регистрации или получения патента.

Когда автор создает что-то, он становится владельцем объекта интеллектуальной собственности. Он в праве распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, как и любым другим видом собственности, на свое полное усмотрение: передавать в дар, по наследству, продавать, разрешать использование любым способом и т.д.

Для того, чтобы защитить свои интеллектуальные права, автору необходимо зафиксировать права на свое произведение или изобретение, подав заявку на регистрацию.

За нарушение интеллектуальных прав предусмотрена серьезная ответственность, поэтому важно понимать, что чужое брать нельзя! Наказание за нарушение интеллектуальных прав определяется в соответствии с с Уголовным и Гражданским кодексами, так что нарушитель может заплатить штраф или и вовсе получить тюремный срок.

Вас может заинтересовать
• Дизайн упаковки
• Разработка СТМ
• Фотосессия продукта
• Позиционирование
• Визуальный образ
• Сопровождение бренда
• Логотип
• Фирменные носители
• Айдентика
Создание бренда, ребрендинг
Брендбук (brandbook)
• Логобук
• Гайдлайн
• Брендбук
Нейминг
• Разработка названия
• Регистрация
• Корпоративный брендинг
• Потребительский брендинг
• Ритейл брендинг
А также
Портфолио